Браное ткачество
Это уникальный и древний способ ткачества, который особенно развивался в Смоленской области. Этот вид рукоделия характеризуется использованием разноцветных нитей для создания сложных узоров и орнаментов на тканях.
На Смоленщине браное ткачество имеет глубокие корни и считается одним из традиционных видов народного искусства. Ткачи использовали простые станки, на которых вручную плели узоры, передавая свои знания и навыки из поколения в поколение. Орнаменты, созданные с помощью этой техники, часто включали в себя символические элементы, отражающие природные мотивы, культуру и верования местного населения.
Все предметы, украшенные браными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника браного ткачества была очень трудоемка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.
При всей кажущейся сложности браные узоры выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки - бральницы. Особенностью браного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду браные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветная нитка проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение.
Народное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений.
Для современного браного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приемов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного браного ткачества успешно развивают художники и мастера работающие на дому.
Ручное ткачество – необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки и другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, её орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, способами ткачества. Специфика и художественные особенности тканых изделий определяются техникой и различными видами ткачества, которых очень много: закладное, браное, выборное, переборное, ремизное и др.
Искусство ручного ткачества органически входит в современную предметную среду, а это является залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, ее художественного образа и материала – это достижения традиционного народного искусства, обеспечивающие жизнь браному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.
Термины:
Бёрдо – принадлежность старинного ткацкого станка. Зубья бёрда были деревянные, тростниковые или из сплющенной проволоки. (в.Даль)
Бральницы — деталь ручного ткацкого стана — плоские длинные дощечки, с помощью которых набиралось по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева. В зев пропускалась уточная нить, создающая узор. Бральниц было обычно две: одной набирались нити основы, другая прокладывалась в них.
Браное тканьё — прием изготовления тканей на ручном ткацком стане.Ткань выполняется на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяются два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим — узор.
Брань, бранина (старинные названия ткани). Термин “браный” происходит от слов выбирать, брать. “Браная ткань, узорочная, которая ткётся не просто через нитку, а где основа перебирается по узору .
Домотканая ткань (домотканина) — самая распространенная в крестьянском быту ткань из льняных, конопляных или хлопчатобумажных нитей. Плотная, довольно грубого качества по сравнению с фабричной тканью, ткали на домашних станках. Из домотканины шили почти всю одежду.
Верстак, верстат, верштат (рус., бел.) Рамный ткацкий стан, шириной более 1,5 м, где в обоих навоях использовались не обычные утолщения на концах, а зубчатые колеса, что позволяло регулировать длину основы и накручивать полотно на товарный валик. Навой для полотна находился внизу, поднебник крепился устойчиво, не просто закладываясь, как в обычном рамном стане, а, врезаясь в верхнюю часть рамы, благодаря чему легче двигалось бердо.
Зев — термин, применяющийся в ткачестве.Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускается уточная нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.
Основа — нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывается уток.
Ремизка— деталь ткацкого стана,использовавшаяся для подъема и опускания нитей основы с целью образования зева.
Уток — нить, расположенная в ткани по ее ширине.Он укладывается при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.