Традиция музицирования на двойной свирели (двойчатке)
Свирель, двойчатка, двойница, паранята – всё это варианты названия парной продольной свистковой флейты. Исходя из воспоминаний этнографов, записывавших описание свирели и наигрыши, двойчатка, также как и рожок, является народным музыкальным инструментом пастухов, вследствие чего, на двойной свирели играли только мужчины.
Территория бытования инструмента на момент последних записей (ориентировочно 1940 – е года XX века), неравномерна: Смоленский, Краснинский, Починковский, Ельнинский, Рославльский, Шумячский районы. При рассмотрении карты Смоленской области можно предположить, что Смоленщина являлась «центром» бытования традиции музицирования на двойной свирели, а территориальное соседство районов бытования с Брянской, Калужской, Тверской и Могилевской областях, стало одной из причин распространения в них игры на двойчатке. Вероятно, это связано с тем, что среди крестьян Смоленской губернии были достаточно развиты «отхожие промыслы»: крестьяне, объединяясь в артели, отправлялись в соседние губернии «на заработки».
Двойную свирель изготавливали из твердолиственных пород дерева (клен, ясень) и кустарников (крушина, орешник), после XVIII века стали делать свирели из металла. Осенью делали заготовки – болванки, которые высушивали на протяжении всей зимы, затем цилиндрические болванки выстругивали и прожигали внутренний канал железным прутом, вырезали боковые отверстия. Нижний конец болванки прочно заделывается. В верхний конец вставляется шпунт – цилиндрической формы короткая втулка с продольным срезом. Продольный срез делается для того, чтобы после забивания шпунта образовался голосник – узкая щель между втулкой и стенкой корпуса для вдувания воздуха. Забивание шпунта – один из самых ответственных моментов в изготовлении дудки.Поиск необходимого отношения длин большой и малой дудок двойной свирели, как и положения игровых отверстий на них, осуществляется с помощью специальных трафаретов с нарезами на месте отверстий. Эти трафареты являются своего рода зафиксированным результатом многовекового предыдущего опыта инструментальных мастеров. Интересно, что для определения длины малой дудки найдено правило: если сложить дудки верхними концами вровень, то нижний конец малой дудки должен совпасть с верхним краем верхнего игрового отверстия большой дудки. Строй дудок должен быть между собой согласован так, чтобы самый высокий звук основного звукоряда большой дудки совпадал с самым низким звуком основного звукоряда малой.В целом звукоряд двойной свирели (без передувания) охватывает семь звуков (два слитно соединенных тетрахорда). Звуковысотное соотношение ступеней в звукоряде различных экземпляров двойной свирели различно. Известно, что вначале XX века на территории села Талашкино была кустарная мастерская по изготовлению двойных свирелей. Они отличались от изделий «народной» выделки размером -длина малой дудки равна 23-26 см, а длина большой дудки равна 31-34 см, диаметр 1-1.5 см (размер «народной» двойчатки – длина малой дудки равна 30-35 см, а длина большой – 45-47 см, диаметр обоих стволов 1-1.5 см).
Репертуар игреца на двойной свирели отличался жанровым многообразием наигрышей: лирические песни и пастушьи наигрыши, но также плясовые песни («скаковые, скакухи»), календарные (в основном, масленичные и майские), свадебные («жениховские») и даже припевки. Такое разнообразие появляется благодаря тому, что один игрец (свирщик) может исполнять различные двухголосные свирельные наигрыши, которые называются «переливными» голосами. «Оберучь», «переливы» – название приёма, который основывается на подвижности языка. Имеется ввиду, что воздух поступает одновременно в две дудки, в соответствии с зажатыми отверстиями звучит определённый интервал (как правило, чаще всего это терцовая втора, распространенная при исполнении лирических наигрышей). Для того, чтобы разнообразить мелодическую линию, чтобы «вернуться» к одноголосному наигрышу, языком зажимается одно из голосниковых отверстий. Мелодика свирельных наигрышей имеет яркие черты, обусловленные спецификой инструмента, особенностями его устройства и приёмов игры на нем. К ним относится обильная мелизматика (различные форшлаги, морденты, триоли), темповое рубато, связанное с поочерёдным включением в игру то одной, то другой дудки.
Восстановлением традиции игры на двойной свирели занимается руководитель фольклорного коллектива «Историческая музыка Смоленщины», преподаватель фольклорного отделения МБУДО «Детская музыкальная школа имени М.И. Глинки» (МО «город Десногорск», Смоленская область) Владимир Юрьевич Платонов. Деятельность Владимира Юрьевича и участников его фольклорного коллектива «Историческая музыка Смоленщины» связана с русскими народными инструментами нашего края, их восстановлением и популяризацией в социуме. Техника музицирования на двойчатке, воссозданная В.Ю. Платоновым, синтезировала в себе способы игры описанные в трудах Н.И. Привалова, К.В. Квитки, И.И. Горюнова, А.А. Банина и воспоминания об игре неизвестного свирщика из деревни Хицовки (Починковский район, Смоленская область). Владимир Юрьевич не только владеет приёмами игры на двойной свирели, но и обучает игре на ней. Совместно со своим подопечным Антоном Морозовым, студентом Брянского музыкального училища, Владимир Юрьевич выступает перед публикой и демонстрирует вид ансамблевой игры на двойчатке.
Смоленская область всегда славилась своими игрецами на двойной свирели, но самым известным из них был – Стратон Петрович Егоров (1850-1935), крестьянин деревни Щетинино (Смоленский район), на выставке изделий Талашкинских мастеров (1912) для этого замечательного игреца был выстроен специальный павильон, в котором он демонстрировал игру на двойной свирели. Немного позже Смоленщина прославилась ещё одним игрецом на двойной свирели – это Соленков Василий Захарович (1878 -…село Хмара, Починковский район, Смоленская область).В детстве, Василий Захарович, работал подпаском в селе Энгельгардта (деревня Мачулы, Починковский район). Сам научился играть и подбирал мелодии на слух. Его мастерство игры на двойной свирели достигло высочайшего уровня. Он выступал в Ленинграде, Смоленске, принимал участие в радиотрансляциях.