Традиции плетения и ткачества поясов
На Смоленщине с давних времен сложились определенные традиции плетения и ткачества поясов, это: плетение в технике дёрганье «на пальцах», тканье «на бёрдышке», тканьё «на ниту» и тканьё «на дощечках».
В старину пояс считался обязательным предметом одежды, широко применялся в обрядах, его ношение имело сакральный смысл.
Современные смоленские мастера владеют уникальными технологиями плетения и ткачества поясов, знают символику и соблюдают особенности регионального орнамента в своих рукотворных изделиях.
Ношение поясов на территории нашей страны бытует с очень отдаленных времен – тому есть и письменные и археологические свидетельства. Скифские пояса найдены археологами в погребениях, изображения поясов встречаются в скифских памятниках изобразительного искусства. На всех статуях-памятниках умершим, даже на самых схематичных, непременно показан пояс. Изучение собрания скифских поясов в Эрмитаже позволяет предположить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня с пластинками из металла, чаще всего бронзы.
Женские одежды славян не подпоясывались вообще, так как женские пояса не сохранились при раскопках. Женщины не носили ременных поясов – важнейших символов мужского престижа, а носили тканые и вязаные пояса. Описания одежд и поясов сохранились с летописных времен.
Пояс в традиционной одежде наделялся глубоким символическим смыслом, представляя собой некий круг. Переходя из одного круга своего бытия в другой, человек менял и пояс. Например, родился ребенок – ему надевали крестильный поясок – ниточку. Такой пояс носили всю жизнь на голом теле, не снимая даже в бане. Выходила девушка замуж – ей развязывали девичий пояс, выпуская из круга, и завязывали женский, впуская в круг замужней женщины. Уходил мужчина на войну – надевал пояс воина, который, по поверью, наделял его силой, оберегал от беды.
Таким образом, в течение жизни носили два, иногда три пояса.
Как правило, пояса традиционно украшали орнаментом из ромбов. Ромбы были с крючками, кругами, различными формами свастик. Узоры поясов отличались сложностью, орнаменты разного цвета как бы вкладывались друг в друга. Символический рисунок увеличивал магическую силу пояса.
Пояс имел разное назначение: использовался не только в быту, обрядах или как оберег, но еще служил оборонительным средством в ближнем бою с врагом. Например, мужские пояса были намного длиннее, чем женские, и в помпоны мужского пояса вплетались предметы для самозащиты (камни, лезвия). Действовали такие пояса вплоть до середины ХХ века.
По конструкции пояса разнообразны, представляются в виде витого шнурка, плетеной узорной тесьмы, тканой или вязаной полосы.
Пояса изготавливались из льняной нити или цветных шерстяных ниток. Украшали их кистями, бахромой, помпонами. Также использовались традиционные для Смоленщины узоры – геометрические орнаменты. В древнем Смоленске говорили, что всё, что сделано из шерсти животного может и будет служить оберегом для человека.
От простых шнуров до сложных орнаментированных плетеных и тканых шедевров – так росло мастерство в народе. До сих пор ручное плетение и некоторые виды тканья не утратили к себе интереса.
Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в тканье и вышивках, носит характерное местное название «украсы». Характерными особенностями местных «украс» является:
1) абсолютная «двуличность», т. е. не только известная чистота изнанки, но совершенная ее тождественность с лицом;
2) всякий узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», повторяемость, комбинация и симметрическое расположение коих и создает орнамент;
3) совершенная инкрустированность узора, причем фон является осмысленно заполненным и дает такие же самостоятельные фигуры, как и сам узор.
Пояса, в зависимости от цвета, способа изготовления, называли на Смоленщине по-разному: «плитяница» (плетёный шнур, верёвка), «рябушка», «тесёмка», «гачень» и т.д.
«Поясом Богородицы» поэтично называли жители Ельнинского уезда реку Угру.
Пояс сохранял тепло, украшал, а самое главное, нёс огромную смысловую, магическую нагрузку. Человек без пояса воспринимался окружающими как выходец из потустороннего мира.
Замыкая магический круг, пояс выступает как главный оберег хозяина, выстраивая защиту от нечистой силы и всего дурного. Поэтому и снимался он при гаданиях, но в самих гаданиях принимал участие.
В Древней Руси бытовало выражение «лишить пояса», что означало «лишить воинского звания». «Лишить пояса» могли и провинившегося крестьянина его односельчане. Не случайно и сейчас недостойно ведущего себя человека называют «распоясавшимся». Таким образом, пояс – это ещё и символ чести и достоинства.
«Распоясался бы дедушка, кабы не подпоясывала его бабушка», – гласит русская поговорка.
Особенно широко использовался пояс в сельскохозяйственных обрядах и обрядах жизненного цикла.
Пояс имел ярко выраженный знаковый характер, отмечая весь жизненный путь человека. Тканая тесьма с «выбранным» узором встречается в раскопках курганов Смоленской области.
По узору можно было определить из какого рода и какого статуса человек. Узоры оберегали и защищали, наделяли силой. На определенное событие – рождение, подготовка к замужеству, свадьба, первый год жизни в замужестве, на болезнь и на переход в иной мир ткали и вышивали определенные узоры. Ведающие женщины могли читать эти узоры, как книги.
Пояс имел одно важное практическое значение. В русском костюме карманов не существовало. В некоторых сарафанах можно встретить прорезь сбоку, а сам карман крепится под него на шнурке – «гашнике». Мужчины на поясе на правом боку носили трут, кремень, кресало, табак в полотняном мешочке. Того же назначения была сумочка «калита». Нож носился пастухами на левом боку. Ножи были складные и нескладные, которые клались в «ножник» с медными бляхами. Для женщин существовал «лакомник», носимый поверх сарафана. В нем могли находиться платочек, мелкие предметы, деньги, угощения.
В быту кроме использования самого пояса, применялись его фрагменты или различная тканая тесьма. В виде тканой или витой тесьмы изготавливались оборы для лаптей. Так, в Духовщинском уезде надевали оборы, вытканные на бёрдышке и на дощечках. Оборы из шерсти ткали черные или черные с красной ниткой, изо льна – белые. Черные оборы считались праздничными. «Пояском» украшалась понева. Он пришивался по подолу и вдоль полок спереди.
Пояс широко использовался в святочных девичьих гаданиях «на жениха». Редкое в смоленских деревнях гадание было записано в деревне Стригино Починковского района. В полночь девушки ходили в хлев и повязывали поясами коров и овец. Утром примечали, если корова или овца станет головой к воротам, то это верный признак замужества. Отмечены и шутки деревенских парней, связанные с подобными гаданиями. Жительница данной деревни Аксинья Федоровна Добылева рассказывала: «Пошли девки в овчарух (овчарню), повязали овечек поясами. Ребята приметили это, развязали овец, наловили собак, перевязали их поясами и впустили в овчарню. Пришли девки на утро – глядь: вместо овец – собаки. Всем девкам не повезло с замужеством».
Повсеместно смоленские девушки клали пояс под подушку со словами: «Пояс, пояс, укажи жениху поезд, жениха в лицо и женихово кольцо».
Предсвадебные развлечения смоленской молодежи на «вечеринках» не обходились без игр с поцелуями. При игре «ромашка» в центр избы ставили стул и на него сажали парня или девушку. Ведущий ударял кого-нибудь из присутствующих ремешком. Тот, кого ударили, должен был целовать сидящего на стуле, что часто вызывало смех, особенно при «несовместимости партнеров» (записано в Рославльском районе, деревни Васьково, Хорошево, Чепищево).
Ткать узорные пояса в прошлом умела каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет. Состав без посторонней помощи свой пояс, девочка хранила его до свадьбы и повязывалась им, отправляясь венчаться. Этот пояс наделялся особой защитной и исцеляющей от болезней силой.
Длина женских тканых и плетеных поясов Смоленской губернии обычно составляла 2-3 метра, ширина – 2-5 см.
С сарафаном женщины носили пояс выше талии, под грудью. Короткие пояса сразу завязывали спереди, длинные (праздничные) оборачивали вокруг тела два раза, начиная с живота. Пояс завязывался на два узла и спускался концами на левом боку.
Мужские пояса бытовали ременные и нитяные. Представляет интерес обычай украшать мужские пояса бисером. Такие пояса являлись праздничными. Парни получали их впервые от невесты к свадьбе вместе со штанами и рубахой.
Мужчины подпоясывались низко – под животом, с большим напуском, чаще на правом боку. Это подчеркивало достаток хозяина, его сытость и спокойствие.
Делали мужские пояса из шерсти и полушерсти (чаще красного или синего цвета). Шириной могли быть от 2 до 27 см, длиной – 1,5 до 3 м.
Считалось, что пояс становится настоящим только после того, как у него появляются кисти – его «душа». Чем проще пояс, тем богаче и эффектнее у него были кисти, которые достигали 15-25 см.
С помощью поясов, повязывая их через плечо, выделяли свадебные чины. Важную роль главного распорядителя свадебного обряда играл дружкО/дрУжка. Его наряд украшал специально изготовленный для него пояс или полотенце, который повязывали на поясе либо через плечо: «Пояс падпыясан. Раньше паясы таки были саматканыи, сами ткали… Специальна прибретали – знает, што будить дружком, специально тады уже яму ткуть такей пояс… Он такей длиный, завядуть, а на канцы такии кисти з ниток: красный, зяленыи, оранжевыи. Раньше краски были яркие, харошии были» (Велижский район, Крутое).
В день венчания «против сглазу» смоленские невесты опоясывались по голому телу ниткой с двенадцатью узелками или рыболовной сеткой. «Молодая», входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь, а при первом набирании воды – в реку.
В начале ХХ века, учитывая большой спрос, развивается кустарное и фабричное производство хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых поясов. Среди кустарей этой отрасли – крестьянин Рязанской губернии Иван Хлудов и его потомок – Алексей Иванович Хлудов, который в 1873 году открыл в городе Ярцево Смоленской области мануфактуру, затем одну из крупнейших в России текстильную фабрику.
В Смоленском государственном музее-заповеднике хранится коллекция, состоящая из 84 поясов. Формировалась она из нескольких источников. Среди них можно отметить ценнейшие пояса XVIII и конца ХIX века из каталога М.К. Тенишевой, пояса, переданные в дар Е.Н. Клетновой, пояса из коллекции В.К. Ефременкова, кисти от поясов из собрания М.И. Погодина и пояса, близкие сядемским: плетёные концы поясов из собраний музея имеют яргические печати на концах, что позволяет считать смоленские и сядемские пояса (Пензенская область) крайне редкими среди известных в русской народной культуре.