Обрядовый праздник «Свеча»
Обрядовый праздник «Свеча», уникален тем, что уходит своими корнями в языческую Русь. Он был еще достаточно распространен даже в конце ХIХ века в северных и центральных губерниях Европейской России.
«Свеча (братская свеча, канун) – общедеревенский праздник, включавший в себя совместную трапезу-складчину всех взрослых жителей деревни; южнорусский и западнорусский вариант братчины. Также как и братчина северных и центральных губерний Европейской России, свеча приурочивалась к дням святого покровителя деревни, к престольным и заветным праздникам, и проводилась, как правило, в весенне-летне-осенний период» – данную трактовку праздника дают такие известные этнографы и искусствоведы как И.И. Шангина и М.М. Громыко.
Следуя этнографическим и этнокультуроведческим источникам, праздник «Свеча», по мнению многих исследователей, представляет собой пережиток древних славянских празднеств в честь языческих богов, которым делались жертвоприношения в виде воска, меда, пива в обмен на благополучие общины.
Первоочередным для нас источником являются труды смоленского выдающегося этнографа В.Н. Добровольского, который, описывая праздник «Свеча» в Поречском уезде Смоленской губернии (ныне Демидовский район), замечал, что он растягивался на несколько дней. Подготовка к празднику включала ритуал варки хмельных напитков (пива и меда). Мужчины рано утром приходили в дом, где хранилась «ссыпь», зажигали лампаду на Божнице, молились, а затем, взяв с собой икону святого покровителя, отправлялись к месту варки пива или меда. Икона устанавливалась всегда ликом, обращенным к котлу для варки напитков: святой покровитель, говорили крестьяне, помогал мужикам в их богоугодном деле. Иконе молились перед началом варки, при переходе от одного этапа работы к другому и после получения пива или меда (Добровольский, 1900., с.41 -43).
«В первый день – предпраздник – хозяин, хранивший весь год свечу, приглашал к себе «братчиков» – участников пира. Все приходили, молились перед образом святого, принесенным из церкви, а затем хозяин зажигал братскую свечу и множество маленьких свеч, принесенных с собой «братчиками», и торжественно говорил: «Желаю Вам братьщики, доброго здоровья! Поздравляю вас с отцом Николаю». Все отвечали: «Благодарим покорно!». После этого все брали по ведру пива или меда и отправлялись по домам. На следующий день, собственно праздник, после литургии, братчики опять собирались у него в доме. Мужчины приносили свечи, а женщины хлеб. После общей молитвы перед иконой святого покровителя и зажженной братской свечей, садились за пиршественный стол. На следующий день утром хранитель свечи опять приглашал к себе всех братчиков и угощал их братским пивом, пирогами, студнем. Вечером этого же дня проходил торжественный перенос братской свечи и иконы святого в дом к новому хранителю. Икону и свечу несли девушки, за которыми шла прежняя хозяйка свечи с ведром пива и хлебом. Новые хозяева встречали их на улице также с пивом и хлебом. Они кланялись три раза низким поклоном иконе и свече и приглашали всех в дом. Девушки ставили икону на божницу, свечу на лавку под божницу и уходили. За ними уходила и прежняя хозяйка, унося с собой пиво. Новая хозяйка ставила ведро с пивом на лавку под иконы, рядом со свечей, и приглашала всех «братчиков» на пир» (Добровольский, 1900, с. 43 -46). На Смоленщине сама «Свеча» хранилась почитаемым односельчанами семейством у себя дома и использовалась для совершения ряда магических действий, которые оберегали от пожаров и других бедствий, способствовали богатому урожаю и хорошему здоровью. Это являлось основной причиной распространения и сохранения обрядового праздника «Свеча» на всей территории губернии вплоть до начала ХХ века. Около двадцати лет назад все еще праздновалась «Свеча» в Ершичском районе, в деревнях Ольшанка (ныне Новая Мацилевка), Литвинова Буда, Старая Сенная, Новая Сенная). Но, поскольку эти деревни почти умерли, уцелел данный уникальный обычай только в деревне Лужная Ершичского района Смоленской области. И то, что обряд до сих пор жив – несомненная заслуга фольклорно-этнографического ансамбля «Молодушки».
Праздник «Свеча» был выявлен Смоленским областным центром народного творчества (в то время называвшимся «Смоленский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы») в 1997 году при проведении смотра-показа календарно-обрядовых праздников «Смоленская старина». В процессе подготовки к данному мероприятию работниками сельских Домов культуры были подготовлены не только описания народных и престольных праздников, но и варианты сценического их воплощения. Среди представленных на конкурс сценариев празднования Дня святых Кирилла и Мефодия, Духова дня, Егорьева дня, было и описание обряда «Свеча» деревни Лужная Ершичского района Смоленской области. Подобный обряд для нашего времени явление довольно редкое, чем сразу обратил на себя внимание и побудил к поиску.
Второй этап изучения праздника «Свеча» начался в 2005 г., благодаря разработке нового Положения об областном конкурсе-показе местных народных праздников и обрядов Смоленской области «Возрождая, сохраняем!».
В 2008 году был заснят на видеокамеру обряд передачи «Свечи» на Егорьев День. Продолжительность видеозаписи 56 мин.
В связи с тем, что Смоленский областной центр народного творчества поддерживает тесные связи с Могилевским областным центром народного творчества и культурно-просветительной работы, были осуществлены совместные изыскания по исследуемому вопросу. В Могилевской области собран значительный материал о традициях и бытовании обряда «Свеча» (Лапацiн, 2007; Лопатин, 2008; Лабачэўская, 2007), который лег в основу сравнительного анализа и выявления типологических черт праздника между регионами.
Сравнительный анализ позволил выявить то, что праздник «Свеча», сохраненный в Лужной, имеет древнейшую укорененность в Ершичском районе. В процессе ряда экспедиций было определено, что в праздновании «Свечи» существуют свои, именно лужнянские, локальные черты. В отдельных литературных источниках были найдены некоторые неточности и пробелы, которые объясняются непродолжительностью этнографических экспедициями, дважды совершенными исследователями в Лужную (П.И. Кутенков – кандидат культурологии, докторант Северо-Западного научно-исследовательского института культурного и природного наследия, управляющий Русским музеем народоведения (г. Санкт-Петербург), И.И. Щедрова – кандидат социологических наук, директор Смоленского Филиала Современной гуманитарной академии). Последнее отчасти связано с отдаленностью этих мест от Смоленска, Москвы, Санкт- Петербурга и малоизвестностью самого праздника «Свеча». Данные авторы в своих трудах лишь вскользь касаются праздника «Свеча», так как их работы посвящены смежным вопросам этнокультурологии Смоленского края.
Представленные материалы по празднику «Свеча» сложились в результате полевой работы руководителя ансамбля «Молодушки» Т.П. Сивохиной, сотрудников Смоленского областного центра народного творчества кандидата педагогических наук, искусствоведа О.Э. Эрдман и музыковеда-фольклориста С.В. Пьянковой, составивших полное его описание.
Соблюдение качеств историчности, заключающихся:
- в неизменности порядка проведения праздника «Свеча», который поддерживает фольклорный ансамбль «Молодушки»;
- в использовании традиционных костюмов (начало прошлого века), бережно хранимых в семьях;
- в строгом соблюдении традиционной атрибутики праздника (трепетность в отношении к иконе, свече; количество и наличие традиционных блюд на застолье)
- в устойчивости музыкального оформления обряда, где соприкасаются два начала: православное духовное (молитвы) и светское бытовое (духовные стихи ранней и поздней традиции).
В музыкальном оформлении праздника «Свеча» есть молитвы, тропари и духовные стихи. При свершении обряда в пасхальный период, сквозной музыкальной мыслью становится тропарь «Христос воскрес», который поется и в хате прежних хозяев, и у «сватов», на всем пути по дороге к перекрестку, и когда гости расходятся по домам. При этом он всегда звучит трижды. Одна из особенностей данного тропаря – опора на напевы веснянок, с плотным грудным звучанием в целом.
В обряде широко представлены духовные стихи. Здесь и образцы классических с древнейших времен устоявшихся текстов, и примеры более позднего происхождения. Ранние образцы по строфике, протяженности, отсутствию рифмы близки былинам.
Строгостью былинного напева, с опорой на древнейшие звукоряды (минорный квартовый трихорд, либо два трихорда на общей секунде) веет от старинных духовных стихов (см. Приложение: №№ 1-2), а в примерах более поздних нередко слышится романсовая трехдольность, подчеркнутая городской (кантовой) терцовой второй.
Праздник «Свеча» д. Лужная можно оценить как реликтовое явление, культурно-духовный феномен, который в силу значительной сохранности ритуала, его живого функционирования в наше время дает исследователям богатый материал для научной реконструкции древнего обычая. Несомненная ценность обряда в его устойчивом музыкальном оформлении, где соприкасаются православное духовное (молитвы) и светское бытовое начало (духовные стихи). Генезис и типология праздника «Свеча», связь с медовыми и цеховыми свечными братствами, а также причины его сохранности в народной традиции изучены сегодня не в полной мере. В этой связи, материалы об одном из вариантов, который продолжает существовать в Лужной, представляют значительный интерес для осмысления этого явления народной культуры в целом.